Подготовка юридических документов и юридическая консультация в Москве
17 августа 2018 года

Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ (приложение к государственному контракту на НИОКР (поставку готовой научно-технической продукции по теме: "Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств"))

Раздел документа: Образцы документов , Задание

Утверждаю Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства А.М.ЧАБУНИН



ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ



1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств.

2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.

3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

4. Основание для разработки:

Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".

5. Статус работы: государственный заказ.

6. Источник финансирования: федеральный бюджет.

7. Исходные данные:

В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика профессионального тренинга для водителей транспортных средств. Существующие программно-методические документы по проведению теоретических занятий, тренажерной и автодромной подготовки, по обучению водителей непосредственно в условиях уличного движения не образуют комплексной системы, учитывающей профессиональные, нравственные и психологические особенности будущих водителей.

При разработке поставленной задачи должны быть учтены и использованы следующие действующие нормативно-методические документы:

- Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ;

- "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений".

Главным недостатком существующих подходов следует считать их "осредненность", отсутствие учета индивидуальных способностей обучаемого, что в определенных ситуациях лишь затягивает учебный процесс, а в других случаях - завершает его до формирования устойчивого навыка безопасного управления автомобилем.

8. Состояние проблемы (вопроса):

Безопасность дорожного движения является одной из актуальнейших проблем функционирования автомобильного транспорта. В более чем в 250000 дорожно-транспортных происшествиях, совершаемых на дорогах России в течение только одного года, погибает около 36000 человек, количество тяжело раненых, надолго (а то и навсегда) выбывающих из производственной деятельности, превышает сотни тысяч человек. Экономические потери от повреждения транспортных средств и перевозимых грузов, по экспертным оценкам, в среднем, на одно ДТП достигает 50000 рублей, а суммарно составляет громадную сумму, приближающуюся (в ценах на декабрь 2005 г.) к одному триллиону рублей.

Естественно, не все потери можно отнести на профессиональную неподготовленность водителей: здесь оказывают свое влияние и конструктивные недостатки эксплуатируемых автомобилей, их техническое состояние и катастрофическое состояние дорожной сети.

Вместе с тем, статический анализ аварийности на автомобильном транспорте указывает на приоритетную роль водителей в совершаемых авариях (75%), особо выделяя повышенную "опасность" на дорогах водителей со стажем менее 3-х лет. Последнее убедительно свидетельствует об имеющихся недостатках существующей системы подготовки водительских кадров.

Опыт организации тренинга водителей в странах развитой автомобилизации (в первую очередь, в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции и др.) показывает эффективность широкого внедрения современных методических подходов и тренажерных средств обучения в учебно-тренировочный процесс.

Наиболее эффективными средствами тренинга водителей транспортных средств, а также исследований его поведенческих реакций в экстремальных ситуациях и формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем являются специализированные автомобильные тренажеры. Они наиболее адекватно имитируют внешнюю обстановку движения, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях его профессиональной деятельности. С помощью тренажеров производится наиболее экономичная и безопасная для обучаемого ситуационная подготовка водителей к действиям в номинальных и критических условиях, сопровождаемых, как правило, дефицитом времени для принятия решений.

К сожалению, в настоящее время роль автомобильных тренажеров в процессе подготовки и повышения квалификации водителей, особенно в сравнении с их использованием на других видах транспорта (гражданской авиации, железнодорожном, морском, речном транспорте), явно не соответствует современным требованиям.

В соответствии с изложенным необходимы не только разработка новых методов тренинга водителей на всех этапах профессиональной подготовки (теоретическая, практическая, действия в реальных дорожных условиях), но и одновременное решение проблемы технического оснащения учебного процесса современными средствами тренажерной и автодромной подготовки, а также оборудование учебных автомобилей приборами контроля и оценки действий обучаемых.

9. Цель работы:

Снижение уровня аварийности и последствий ДТП по вине водителей транспортных средств путем формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем.

10. Отличия, новизна и преимущества:

Работа отличается наличием автоматической оценочной и соревновательной процедур в учебно-тренировочном процессе; комплексной оценкой результатов тренинга, включающей оценку профессиональной успешности и уровня напряженности при выполнении поставленной задачи; обеспечением имитации критических ситуаций.

11. Содержание работы:

Работа включает четыре этапа.

На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:

- анализ состояния вопроса в странах с передовой автомобилизацией и смежных отраслей операторской деятельности в номинальных и экстремальных условиях, в первую очередь, в гражданской авиации и морском флоте;

- разработка концепции методологии процесса тренинга водителей транспортных средств с учетом результатов профессиональной деятельности и напряженности учебно-тренировочного процесса;

- разработка перечня и тактико-технических требований к средствам теоретического и практического тренинга водителей транспортных средств, в том числе, простейших электронных систем, тренажерных средств обучения, оборудования автодромов и учебных автомобилей;

- разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах:

- проведения тренажерной подготовки обучаемого на специализированном автотренажере;

- проведения автодромной подготовки с имитацией критических ситуаций.

На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:

- разработка методов повышения мотивации процесса тренинга водителей путем формирования соревновательной процедуры между обучаемыми;

- разработка перечня возможных критических ситуаций и отказов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения и адекватных методов их имитации;

- разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах:

- изучения Правил дорожного движения и контроль за их соблюдением в конкретных дорожно-транспортных ситуациях;

- проведения тренажерной подготовки обучаемого с имитацией критических дорожно-транспортных ситуаций и отказов оборудования автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения;

- проведения автодромной подготовки с имитацией критических ситуаций и отказов;

- обучения водителя в реальных дорожных условиях с соблюдением принципов "от простого к сложному" и контролем уровня напряженности обучаемого.

На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:

- исследование уровня применения современных компьютерных систем и технических средств, используемых при подготовке и переподготовке водительских кадров, а также операторов смежных транспортных отраслей;

- разработка и изготовление (на уровне опытных образцов) средств автоматической оценки уровня напряженности учебно-тренировочного процесса с учетом динамики психофизиологических параметров обучаемых;

- разработка методологии аппаратурного контроля и оценки психофизиологических качеств водителя.

На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы:

- разработка комплекса нормативно-правовой, организационно-технической и методической документации (проекты), обеспечивающей реализацию организационно-правовых аспектов внедрения методологии профессионального тренинга в систему подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств.

12. Конечный результат работы:

Научно-технический отчет, содержащий методологию профотбора (профподбора), а также описание опытного образца прибора, обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, проекты нормативно-правовых, организационно-технических и методических документов, обеспечивающих внедрение методологии профессионального тренинга в систему подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств.

13. Область применения: сфера подготовки и аттестации водителей автомобильного транспорта.

14. Внедрение результатов работы: интеграция методики в учебно-тренировочный процесс и разработка инструкций по эффективному применению опытных технологий.

15. Права сторон:

Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику.

16. Требования к представляемой продукции:

Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.

17. Условия приемки работ:

Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.

18. Стоимость работ: 33000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов).

19. Сроки выполнения работ:

Начало работ - август 2006 г.

Окончание работ - декабрь 2012 г.

20. Предмет стандартизации: отсутствует.

21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе.

22. Требования к составу Исполнителей:

Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть методикой тренинга водителей, иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов.

23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.

24. Особые условия: отсутствуют.



Заказчик Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН







Источник документов раздела «Задание»: http://dogovor-obrazets.ru/образец/Задание

Советуем посмотреть также:

Успешных юридических сделок! Команда «Редидок»